Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, появились новые информационные технологии, люди все активнее пользуются персональными компьютерами и системой Интернет.
Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков.
В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры.
Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков.
Факторы, способствующие развитию пристрастия ребенка к компьютерной игре:
· Наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
· Отсутствие ответственности;
· Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
· Возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;
· Возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести.
Дети и подростки, не сумевшие реализовать себя в повседневной жизни, в ролевых компьютерных играх принимают на себя роль компьютерного персонажа, отождествляются с ним и получают возможность через новую для себя роль удовлетворить те потребности, которые остаются неудовлетворенными в реальной жизни. Постепенно игра превращается в средство компенсации его жизненных проблем.
ПРИЗНАКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ:
· Когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест;
· Ребенок раздражается при вынужденном отвлечении;
· Ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;
· Ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретение новых игр;
· Ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;
· У ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье;
· Чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками;
· Прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере;
· Ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере;
· Ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими;
· Нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.
Появление подобных признаков может сопровождаться нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта, болевыми ощущениями в области позвоночника, лопаток, запястий рук. Кроме того, регулярное раздражение глазных яблок (при игре дети практически не моргают) может способствовать появлению головных болей и проблем со зрением. Нередко развивается бессонница и нервное истощение.
Как предотвратить развитиекомпьютерной зависимости у детей.
Важное влияние на личность ребенка оказывает стиль воспитания, который преобладает в семье.
В настоящее время ученые выделяют 4 типа семей, провоцирующих развитие зависимости у подростков:
· ТРАВМИРУЮЩАЯ СЕМЬЯ. Втакого рода семье ребенок отождествляется либо с агрессором, либо с жертвой, что сопровождается с чувством стыда и беспомощности. От этого состояния ребенок впоследствии будет пытаться избавиться с помощью какого-либо объекта зависимости (алкоголь, наркотики или компьютер)
·
· НАВЯЗЧИВАЯ СЕМЬЯ. Семья, возлагающая собственные грандиозные ожидания на ребенка и, таким образом, формирующая у него сильное эмоциональное напряжение, связанное со страхом не оправдать родительские ожидания.
·
· ЛЖИВАЯ СЕМЬЯ. В такой семье ребенок утрачивает чувство реальности и собственной личности, испытывает стыд, отчуждение и деперсонализацию.
·
· НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ СЕМЬЯ, когда родительские правила различаются и меняются на ходу, создавая у ребенка сильный эмоциональный дискомфорт.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ
1.Общайтесь со своим ребенком "на одной волне". С самого раннего детства делайте его своим союзником в семейных делах. Обсуждайте, а не замалчивайте семейные проблемы. Беседуя с ребенком, спрашивайте его мнение. Ежедневно рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного в его жизни. Помните, что для ребенка очень важно, как воспринимают его самые близкие люди. Это основа самооценки, и при таком стиле общения она будет оставаться адекватной.
2.Говорите с ребенком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несет в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
3.Ознакомьте ребенка с временными нормами использования компьютера (ведь все хорошо в меру). Ограничьте время, проводимое ребенком за компьютером, и не позволяйте ему играть в компьютерные игры за 1,5-2 ч до сна и особенно ночью.
4.Осуществляйте "цензуру" компьютерных игр и программ. Научите ребенка использовать компьютер и Интернет в помощь учебе. Следите, в какие игры играет ребенок. Старайтесь держать в домашнем компьютере игры, развивающие логическое мышление. Они могут быть не менее интересными, чем "бродилки" и "стрелялки". Если вы заметили, что ребенок начинает разговаривать с персонажами игр, прекратите игру.
5.Старайтесь развивать в ребенке другие интересы, кроме компьютерных игр. Секция или студия может быть любой направленности, главное, чтобы в жизни ребенка появился какой-либо интерес, будь то театр, космос. Обязательно ходите всей семьей в театр, музеи, кафе, выезжайте на пикники. Посещайте другие города, чтобы зарядиться новыми впечатлениями и запастись приятными воспоминаниями.
6.Приобщайте ребенка к домашним обязанностям.
7.Культивируйте семейное чтение.
8.Контролируйте круг общения ребенка, приглашайте его друзей в дом.
9.Знайте место, где ребенок проводит свободное время.
10.Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребенка.
11.Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.
12.Играйте в настольные и др. игры, приобщайте к традиционным играм.
13.Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно.
14.Не забывайте, что родители - образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка.
15.Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение - лучший рецепт для профилактики зависимости у вашего ребенка.
16.Не забывайте, для ребенка важен личный пример родителей. Нельзя, чтобы слова расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то и сам не должен играть по три-четыре часа.