Положение
о классном руководителе
ГУО «Средняя школа № 7 г.Витебска»
Настоящее Положение разработано на основании приложения 3 инструктивно-методического письма «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году»
Г Л А В А 1
Общие положения
1. Учитель, выполняющий обязанности классного руководителя класса учреждения общего среднего образования(далее – классный руководитель), назначается приказом руководителя учреждения образования из числа педагогических работников на период обучения учащихся в учреждении общего среднего образования (далее – обучающиеся).
2. В своей работе классный руководитель руководствуется законодательством в сфере образования, в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Содержание воспитания в классе осуществляется в соответствии с программно-планирующей документацией воспитания, программами воспитания, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.
Классный руководитель планирует воспитательную работу с обучающимися с учетом специфики и особенностей класса на основе плана идеологической и воспитательной работы учреждения образования на учебный год. Планирование включает в себя разработку плана идеологической и воспитательной работы класса на четверть (полугодие) по направлениям воспитания обучающихся (согласно Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи).
3. Основные направления идеологической и воспитательной работы определены в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (обновляется каждые пять лет), методических рекомендациях Министерства образования Республики Беларусь по вопросам организации воспитательного процесса в учреждениях образования, размещенных на интернет-портале Министерства образования Республики Беларусь и публикуемых ежегодно в сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь.
4. Классный руководитель в процессе организации идеологической и воспитательной работы с обучающимися взаимодействует с педагогическими работниками, медицинскими работниками, руководителями первичных общественных объединений, другими заинтересованными, а также законными представителями несовершеннолетних.
5. Основными требованиями к работе классного руководителя являются профессиональная компетентность, личностная готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.
6. Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем в классе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий в соответствии с учебными планами. Приоритетными направлениями в воспитании являются идеологическое, гражданское и патриотическое, духовно-нравственное, поликультурное, экономическое, эстетическое, экологическое, трудовое и профессиональное, семейное и гендерное, воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, психологической культуры, культуры здорового образа жизни, культуры быта и досуга.
Г Л А В А 2
Обязанности и права классного руководителя
1. Классный руководитель обязан:
1.1. изучать качество воспитания в классе; индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося с целью совершенствования воспитательного процесса, формирования коллектива и проведения индивидуальной работы с каждым обучающимся;
1.2. осуществлять организацию воспитательного процесса в классе на основе планирования воспитательной и идеологической работы, общественно полезного труда, отдыха и оздоровления обучающихся во внеучебное время и каникулярный период, с учетом требований государственной политики в сфере образования, индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;
1.3. способствовать формированию сплоченного классного коллектива, основанного на принципах уважения и доброжелательного отношения к каждому обучающемуся, толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий; адаптации учащихся в учреждении образования;
1.4. проводить каждый четвертый четверг месяца день информирования для обучающихся VIII-XI классов в рамках реализации информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» по тематике, которую определяет Министерство образования Республики Беларусь, а также информационные часы с целью формирования информационной культуры, своевременного ознакомления обучающихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, согласованной с заместителем руководителя учреждения образования, отвечающим за организацию идеологической и воспитательной работы, и утвержденной руководителем учреждения образования;
1.5. проводить классный час по запланированной тематике. По мере необходимости, но не реже одного раза в месяц рассматривать вопросы состояния дисциплины, результаты учебной деятельности обучающихся, их участия в культурной и общественной жизни класса;
1.6. осуществлять контроль за состоянием успеваемости, учебной дисциплины и посещаемости учебных занятий обучающимися, способствовать созданию условий для успешной учебной деятельности обучающихся, в том числе и обучающихся на дому, укрепления дисциплины; постоянно информировать их законных представителей об успеваемости, случаях нарушений дисциплины и пропусков учебных занятий по неуважительным причинам с целью повышения ответственности законных представителей за результаты обучения и воспитания обучающихся;
1.7. изучать особенности семейного воспитания обучающихся; выявлять обучающихся, находящихся в социально опасном положении, способствовать раннему выявлению неблагополучия; проводить работу по профилактике социального сиротства; поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
1.8. проводить работу по профилактике противоправного и зависимого поведения, образованию в области прав человека, правовой культуре обучающихся; принимать участие в реализации программ индивидуальной профилактической работы с обучающимися, комплексной реабилитации несовершеннолетних;
1.9. выявлять совместно с психологом на ранней стадии деструктивные психологические аспекты личности обучающихся, активно использовать в практической деятельности психологические знания, направленные на разрешение конфликтных ситуаций, создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе;
1.10. способствовать созданию условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности; содействовать их вторичной занятости, экономическому воспитанию; осуществлять педагогическую поддержку профессионального самоопределения несовершеннолетних;
1.11. оказывать педагогическую поддержку органам ученического самоуправления, первичным организациям общественных объединений «Белорусская республиканская пионерская организация», «Белорусский республиканский союз молодежи», другим детским и молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
1.12. развивать традиции учреждения образования, содействовать обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка, защиты прав и законных интересов обучающихся;
1.13. содействовать творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся, их участию в работе объединений по интересам;
1.14. способствовать созданию в классе, учреждении образования здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся; соблюдать установленные требования по созданию безопасных условий для здоровья и жизни обучающихся;
1.15. проводить информационно-разъяснительную работу среди обучающихся и их законных представителей по безопасному и ответственному поведению в интернете и социальных сетях;
1.16. содействовать организации питания и медицинского обслуживания обучающихся в соответствии с установленными требованиями;
1.17. повышать квалификацию и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
2. Классный руководитель имеет право:
2.1. выбирать педагогически обоснованные формы, методы, пути и средства воспитательной деятельности в классе на основе требований государственной политики в сфере образования с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, склонностей обучающихся;
2.2. вести педагогические наблюдения за обучающимися (в том числе и во время учебных занятий, экзаменов и иных мероприятий, проводимых в учреждении образования), изучать условия семейного воспитания;
2.3. вносить на рассмотрение руководителя учреждения образования, совета учреждения образования, педагогического совета и учебно-методического объединения классных руководителей предложения по совершенствованию образовательного процесса;
2.4. вносить предложения по поощрению обучающихся и их законных представителей, а также предложения по привлечению обучающихся к дисциплинарной ответственности за нарушение устава и правил внутреннего распорядка учреждения образования;
2.5. рекомендовать кандидатуры обучающихся в органы ученического самоуправления;
2.6. участвовать в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся жизнедеятельности обучающихся класса;
2.7. получать со стороны руководителя, его заместителей, структурных подразделений учреждения образования организационную, методическую помощь по вопросам воспитания; участвовать в семинарах, конференциях и иных мероприятиях по вопросам идеологической, воспитательной работы и государственной молодежной политики;
2.8. участвовать в проведении конкурсов педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в воспитательной работе.
Г Л А В А 3
Организация работы классного руководителя
1. Заместитель директора по воспитательной работе учреждения образования непосредственно координирует и направляет деятельность классных руководителей, оказывает им организационную и методическую помощь, а также осуществляет контроль за качественной организацией воспитательного процесса в классе.
2. Фактическое выполнение организационно - воспитательной работы отражается учителем в классном журнале.
3. Классный руководитель участвуют в работе методического объединения классных руководителей учреждения образования, которое создается с целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении воспитательной, идеологической и социальной работы, повышения профессионального мастерства, обобщения и распространения лучшего опыта работы классных руководителей.
Составила заместитель директора по ВР Бандёнок С.Г.