Не задумывались ли вы, ребята, почему учащиеся с одинаковым уровнем знаний достигают различного успеха в соревнованиях? Может быть, дело в выдержке, самообладании, устойчивости к стрессу? И тогда если знания – первый залог успеха, а выдержка и психологический настрой – второй, можно ли научиться и научить стать успешным? Итак, советы психолога.
ТРИ СОВЕТА ПСИХОЛОГА
для тех, кто хочет побеждать на олимпиадах и не только
Совет первый : «Победи стресс!».
Итак, ты заслужил право принять участие в олимпиаде и выступить за честь школы!
На твои плечи ложится большая ответственность. Все ждут от тебя только победы! Если, как ученик школы, ты отвечал только за себя, то теперь, как участник олимпиады, отвечаешь за имидж своей школы. Естественно, боишься разочаровать своих друзей, педагогов и родителей. Как тут не волноваться и не переживать? У тебя может нарушиться аппетит, сон, будет трудно сосредоточиться и справиться с состоянием тревоги, а иногда и страха. Возможно также появление депрессии и снижение работоспособности. Если есть подобные проблемы, то это очень похоже на состояние стресса.
Чтобы справиться со стрессом, возьми лист бумаги и в произвольном порядке перечисли основные источники своих переживаний например: «я боюсь, что на олимпиаде мне попадется задание, которое никогда раньше не выполнял», «я боюсь, что у меня в самый ответственный момент олимпиады заболит голова», «я боюсь разочаровать своего учителя», «я боюсь, что в случае неудачи надо мной будут смеяться» и т.д.
Затем следует проранжировать все проблемы - то есть расставить их в порядке значимости, после чего проанализировать, к какому типу относится тот или иной стрессор.
Если это стрессор первого типа (ты никак не можешь на него повлиять) то есть смысл заняться спортом, медитацией, мышечной релаксацией или аутогенной тренировкой. Истоки аутогенной тренировки восходят к практике индийских йогов, которые могли при помощи самовнушения влиять на многие психические и физиологические процессы своего организма. В настоящее время признано, что аутогенная тренировка является достаточно эффективным приемом коррекции психоэмоционального напряжения. В её основе лежит самовнушение, которое способно оказывать огромное влияние на психические и вегетативные процессы в организме, в том числе на не поддающиеся произвольной сознательной регуляции.
Для нейтрализации влияния стрессоров второго типа важно выйти за рамки проблемы и определить, в каком направлении следует двигаться - то есть вместо стратегии «Бегство от…» применить стратегию «Движение к…». Например, вместо пустых переживаний типа «А что если задание на олимпиаде будет слишком сложным?» или «Что если на олимпиаде будут вопросы, которые мы еще не проходили по школьной программе?» следует переформулировать проблему в вопрос: «Что я должен предпринять, для того, чтобы справиться с олимпиадными заданиями?».
Если ты отнес стрессор к третьему типу, то попробуй взглянуть на него с другой стороны, применив «метод Робинзона». Герой романа Д.Дефо, оказавшись на необитаемом острове, сумел найти позитивные стороны в печальных обстоятельствах своего положения. Он разделил тетрадь на две колонки и в левой части под заголовком «Зло» записал: «Я заброшен судьбой на необитаемый остров», а рядом под заголовком «Добро» отметил: «Но я жив, я не утонул подобно всем моим товарищам». Если постараешься, то наверняка обнаружишь немало светлых сторон в самых мрачных, на первый взгляд, обстоятельствах. Например: проблема «я буду там один, среди незнакомых людей, и никто не сможет мне помочь» может иметь и достаточно позитивный контекст: «никто не будет меня отвлекать, задавать глупых вопросов, и я легко смогу сосредоточиться на выполнении заданий».
Все эти способы регулирования стресса знакомы человечеству очень давно. Еще в XVIII веке немецкий богослов Карл Фридрих Этингер молился: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого».
Не следует забывать, что в борьбе со стрессом большую роль играет правильный режим дня и питания.
Совет второй: «Стань «львом».
Чтобы добиться успеха в олимпиаде, необходимо заранее на него настроиться. Глеб Павловский, известный психотехнолог, создавший прекрасный имидж не одному депутату, как-то сказал в интервью, что во время выборов первый вопрос, который он задает потенциальному клиенту звучит так: «Насколько вы настроены на победу?». Увы, часто люди идут на выборы под девизом: «Не получится, и ладно!». Павловский рекомендует от таких клиентов отказываться. Реальные шансы на успех имеет только тот, кто желает непременно победить!
Вот почему, начиная готовиться к олимпиаде, стоит спросить себя: мне просто интересен сам процесс выполнения олимпиадных заданий, или непременно нужна победа? Мастера боевых искусств считают, что для того, чтобы руками или головой разбивать предметы, нужно на 100 % верить в свой успех, иначе ничего не выйдет. Эта формула работает и в бизнесе, и в спорте, и в политике, и в олимпиадных конкурсах.
Для успеха важна абсолютная вера в себя. Когда всемирно признанного иллюзиониста Дэвида Копперфильда спрашивают, в чем причина его успеха, он неизменно отвечает: «Просто я верю в невозможное!».
Совет третий: «Будь философом».
Психотерапевты считают, что самая большая проблема человека, желающего принять участие в соревнованиях или олимпиаде – это боязнь провала. В школе ты, возможно, был лучшим учеником, тобой гордились, с тебя брали пример. Твои соперники на олимпиаде тоже очень хорошие, даже лучшие ученики. Они все надеются на победу. Но победа достанется кому-то одному.
Что же делать всем остальным?
Попробуй немного пофилософствовать и ответь для себя на вопрос: «Что на самом деле важно для меня в жизни?». Наверное, это любовь родителей, преданность друзей, здоровье твое и твоих близких, наконец любимое занятие, хобби и т.д. Что изменится в этих ценностях, если ты не станешь победителем олимпиады? От тебя отвернутся друзья? Ты подведешь своего учителя? Тебя разлюбят родители?
Согласись, что настоящие друзья никогда не изменят к тебе отношение даже в том случае, если не станешь победителем. А если кто-то из них от тебя отвернется – это к лучшему, значит он никогда не был настоящим другом.
Педагог, наверняка, готовил тебя к олимпиаде не ради личной славы. Ему очень хотелось, чтобы ты испытал себя, попробовал свои силы и решил, нужна ли тебе его наука для будущей профессии. Если что-то не получилось в олимпиаде, но ты захочешь продолжать углубленно изучать его предмет, он охотно предложит свою помощь.
Родители любят в тебе сына или дочь, а не победителя. Они примут и поддержат тебя независимо от результатов выступления на олимпиаде.
Самое трагичное, что тебя ожидает в случае поражения - это разочарование, с которым можно легко справиться. Зато получишь неоценимый опыт, который, безусловно, пригодится в будущей жизни! Так стоит ли расстраиваться, если на этот раз не удалось стать победителем?
Если хочешь убедиться в том, что успешно справился с негативными переживаниями, подойди к победителю олимпиады и искренне поздравь его.
Для того, что любое поражение в жизни не становилось трагедией, важно научиться формировать самооценку, используя позитивное мышление, не зацикливаясь на своих ошибках, а вспоминая реальные достижения, которых у тебя, безусловно, достаточно в самых разных сферах.
Собираясь принять участие в олимпиаде, твердо верь в свои силы, надейся на удачу, но будь готов спокойно пережить возможный неуспех и искренне порадоваться за победителей!
Олимпиада - всегда психологическое напряжение, стресс. И это нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но эмоциональное перенапряжение зачастую оказывает обратное действие.
Советы участникам олимпиад:
Нужно ставить перед собой цель, которая вам по силам. Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Необходимо заблаговременно ознакомиться с правилами и процедурой олимпиады, это снимет эффект неожиданности.
Начинай готовиться к олимпиаде заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
Если очень трудно собраться с мыслями, постарайся запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.
Подготовка к олимпиаде требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Последние24 часа должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Питание должно быть 3-4разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад, полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай, но нельзя переедать. Соблюдайте режим сна и отдыха.
Рекомендации по заучиванию материала:
Заучиваемый материал рекомендуется повторять сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24часа. Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Как вести себя во время олимпиады:
Перед олимпиадой обязательно выспись.
Одежду, письменные принадлежности, «талисман» – приготовь заранее, в день перед олимпиадой. С собой обязательно должны быть: минимум 2 ручки, карандаш, точилка, стиральная резинка, носовой платок. Одежда должна быть спокойных тонов.
За день до тестирования постарайся ничего не учить. Если чего-то недоучил, лучше не пытайся. Дай отдохнуть организму.
Слушай преподавателя внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов.
Не торопись! Читай задание до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймёшь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам. Но помни, что время регламентировано, а тебе нужно сделать тест и заполнить бланк.
Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах которых ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдёшь в рабочий ритм.
Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься интуиции!
Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
СЕКРЕТЫ УСПЕШНОЙ ПОБЕДЫ НАД СТРЕССОМ
Бывают моменты, когда кажется, что все так плохо, что хуже уже некуда. И совсем не вериться, что «я смогу так же беззаботно смеяться, как раньше». Сможешь! Черная полоса в твоей жизни не навсегда. Но если ты не найдешь силы помочь себе, то без потерь не обойдешься. Ты рискуешь либо озлобиться и ожесточиться надолго, либо впасть в депрессию. Так что выбирай: тебе может помочь «доктор»- время, но ты можешь помочь себе и сам.
Главное - не копить дурные эмоции, не закупоривать их в себе. Если ты на что-то сердит, не подогревай свою злобу до такого состояния, когда внутри начнет работать «вулкан», т.к. он может «взорваться» в самое неподходящее время.
ПОМНИ! Только ты можешь изменить. Надо только этого захотеть.
ВЕРЬ, что жизнь тебя не оставит. Персидский поэт Низами формулирует это так: «за темнотой придет сиянье света, ты в это верь и будь неколебим!».
ПОЙМИ, что пережить твою неприятность можешь только ты, не перекладывай ее на плечи других, из этого ничего хорошего не получиться. Прими случившееся, как неизбежное.
ПОДЕЛИСЬ с кем-нибудь своими переживаниями.
НАЙДИ «образец»: т.е. такого человека, который выстоял в подобной ситуации.
СДЕЛАЙ ВЫВОДЫ. Прими поражение как ценный урок, подаренный тебе жизнью.
СРАВНИ свою проблему с другими. На фоне других проблем, имеющихся у разных людей, твоя может показаться не такой значительной.
Постарайся сосредоточиться на том, что есть в твоей жизни хорошего.
Выполняй специальные упражнения, позволяющие управлять своим эмоциональным состоянием.
А еще старайся выглядеть, как можно лучше (так, чтобы нравиться себе) и прилагай для этого соответствующие усилия (танцуй, занимайся спортом т т.д.)
Если все же чувствуешь, что у тебя недостаточно сил, не стесняйся ПРОСИТЬ ПОМОЩИ. Не надо этого стыдиться!