Юным исследователям

 Готовимся к районному конкурсу исследовательских проектов в 2023/2024 учебном году ( 3-11 классы). 

Районный конкурс исследовательских проектов состоится

27.01.2024 для 3-4 классов на базе ГУО "Гимназия № 2 г.Витебска",начало в 10.00

26.03.2024 для 5-8 классов,  20.04.2024 для 9-11 классов

на базе гимназий № 2,4, средних школ № 8,17,21 г.Витебска, начало в 09.30

Защита конкурсных исследовательских проектов состоится в школе

19.01.2024 для 3-4 классов 

20.03.2024 для 5-8 классов

12.04.2024 для 9-11 классов

Оформление работ, как к конкурсам "Вернисаж" (3-4 классы), "Я познаю мир" (5-8 классы), "Эврика" ( 9-11 классы).

Готовимся к конкурсу исследовательских проектов в 2023/2024 учебном году "Эврика" ( 9-11 классы). 

Районный конкурс работ исследовательского характера состоится

14 октября 2023 года учащихся 9-11 классов всоответствии с заявками ( заявки и тезисы до 22.09.2023) на базе ГУО «Гимназия № 2 г. Витебска», ГУО«Гимназия № 4 г. Витебска», ГУО «Средняя школа № 17 г. Витебска им.И.Р.Бумагина», ГУО «Средняя школа № 21 г. Витебска им. Героя СоветскогоСоюза В.А.Демидова» (начало в 9.30).

Главное управление по образованию

Витебского областного

исполнительного комитета

Государственное учреждение

дополнительного образования взрослых

«Витебский областной институт развития образования»

Конкурс работ

исследовательского характера (конференция)

 учащихся учреждений

общего среднего образования

 Витебской области

«ЭВРИКА»

ноябрь 2023 г.

Витебск, 2023

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Приглашаем учащихся учреждений общего среднего образования Витебской области принять участие в конкурсе работ исследовательского характера (конференции) «Эврика», которая состоится в ноябре 2023 года на базе учреждений высшего и общего среднего образования Витебской области.

Тематические секции конференции:

  1. Математика и информатика.
  2. Информатика. Робототехника.
  3. Физика, астрономия.
  4. Биология.
  5. Химия.
  6. География XXI века: взгляд юного исследователя.
  7. География. Геоэкология
  8. История.
  9. Обществоведение.
  10. Русская филология («Лингвистика», русский язык; «Литературоведение», русская литература).
  11. Белорусская филология («Лiнгвiстыка», белорусский язык; «Лiтаратуразнаўства», белорусская литература).
  12. Романо-германская филология, китайский язык.
  13. Трудовое обучение.

Рабочие языки конференции: русский, белорусский, английский, немецкий, французский, испанский, китайский.

Для участия в конференции нужно пройти электронную регистрацию по ссылке https://clck.ru/J7wTf  или отсканировать

до 10 октября 2023 года, загрузить при регистрации электронные материалы в АРХИВЕ RAR, ИМЯ КОТОРОГО-ФАМИЛИЯ АВТОРА РАБОТЫ:

  1. заявку,
  2. исследовательскую работу (с необходимыми приложениями),
  3. тезисы доклада и презентацию.

Реферативные работы, работы из сети Интернет, а также не полные и оформленные не по требованиям и без электронной регистрации НЕрассматриваются.

Материалы участников в печатном виде принимаются до 10 октября 2023 года по адресу: г. Витебск, пр-т Фрунзе, 21,

к. 412, 411

Представленная заявка должна быть подписана директором учреждения образования и заверена печатью учреждения.

Форма заявки

ЗАЯВКА

на участие в конкурсе работ исследовательского характера учащихся учреждений общего среднего образования Витебской области «Эврика»

1. Фамилия, имя, отчество автора (авторов) …………………………………………………

2. Фамилия, имя, отчество научного руководителя …………………………………………

 

3.Название доклада…………………………

 

4. E-mail………………………………………

5. Контактные телефоны ……………………

Директор учреждения

образования                     _____ Фамилия И.О

                                  (подпись)

М.П.

Требования к оформлению материалов

 

Объем текста исследовательской работы не должен превышать 15-20 страниц печатного текста в формате Times New Roman, размером 14 пт с одинарным межстрочным интервалом. Стиль текста «обычный» с выравниванием абзацев по ширине, табуляция 1,25 см, поля по периметру правое – 1 см, верхнее, левое и нижнее – 2 см.

Структурными элементами работы являются: титульный лист; содержание; введение; основная часть; заключение; список использованных источников; приложения.

Во введении должны быть отражены актуальность, цель, задачи и новизна темы исследований.

В основной части излагают сведения, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной работы.

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполнения исследований.

 

Тезисы доклада для публикации должны соответствовать следующим требованиям:

  • Объём 2 страницы формата А4 в редакторе MS Word.
  • Шрифт Times New Roman, 12 пт, стиль «обычный», выравнивание абзацев по ширине, табуляция 1,25 см, межстрочный интервал одинарный.
  • Поля по периметру 25 мм.
  • Номера страниц не проставляются.
  • Заголовок:

1 строка – название заглавными буквами жирным шрифтом;

2 строка – ФИО автора (авторов).

3 строка – учебное заведение.

4 строка – научный руководитель.

Далее через один интервал следует текст материалов. Он обязательно должен включать цель, методы исследования и выводы.

Список использованных источников:

  • располагается в конце текста;
  • включает не более 5 ссылок.

Ссылки оформляются по тексту в квадратных скобках [1, с. 2].

 

 

 

Образец оформления материалов

 

ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ БЕЛОРУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

 

Иванов И.И.,

 

ГУО «Гимназия № 10 г. Витебска».

Научный руководитель – Петрова П.И., учитель истории.

 

Текст…………………………………….

 

1. Майхрович, А.С. Поиск истинного бытия и человека / А.С. Майхрович. – Мн.: “Навука і тэхніка”, 1965. – 212 с.

 

 

 

 

 Участники конкурса исследовательских проектов в 2022/2023 учебном году

Класс

ФИО

учащегося

Тема

Предмет

Учитель

2 «А»

Черновские А.и М.

Изучение влияния воды на организм человека

Человек и мир

Баранчукова А.В.

4 «Б»

Астафьева М.

Происхождение пыли в нашем доме и её влияние на состояние здоровья человека  

Человек и мир

Лапоухова М.Э.

5

Ивановская М.

Дударев В.

Лингвистический портрет слова «белый»

Русский язык

Пушкарёва О.Л.

5

Карелина А.

Такая необыкновенная

обыкновенная

ягода

Человек и мир

Математика

Хмелёва Ж.И.

6

Стенягина М.

Треугольник -

символ геометрии

Математика

Хмелёва Ж.И.

8 «Б»

Евдокимов Н.

Исследование бактерицидных свойств пеларгонии

Биология

Ткачук Л.П.

8 «Б»

Чайковский Е.

Изучение вязкости

жидкости

Математика

Ольшанникова С.Н.

8 «Б»

Линкевич В.

Белорусская национальная кухня как ресурс для развития гастрономического туризма в витебской области

 

География

Филипчик О.С.

Яковенко М.С.

8 «А»

Максимова К.

 

Оптические иллюзии

Физика

Гридина О.В.

8 «Б»

Пудакова Д.

Изучение народного ремесла плетения из злаковой соломки и сохранение

традиций соломоплетения на Витебщине

 

Трудовое обучение

Толстая С.В.

 

Областной дистанционный конкурс для учащихся           

    1-4 классов "Эксперимент-шоу"

 

Положение

Ссылка на регистрацию для учащихся

Ссылка на регистрацию для педагогов

Областной конкурс исследовательских работ учащихся        "Я познаю мир"

для учащихся 5-8 классов

 

 

Январь-апрель 

30 января 2023 - 20 марта 2023 г. - I этап (заочный);

апрель - май 2023 г. - II этап (очный).

 

1 тур. Дистанционный

Положение

Заявка участника (размещается ссылка на работы)

Областной конкурс исследовательских работ учащихся "Вернисаж"

для учащихся 2-4 классов

1 тур. Дистанционный

 

 

Январь-май

23 января 2023 - 20 марта 2023 г. - I этап (заочный);

май 2023 - II этап (очный. стендовая защита).

 

Положение

Заявка участника (размещается ссылка на работу)

Подготовка проектов учащихся 3-8 классов  для участия в конкурсах работ исследовательского характера среди учреждений образования Железнодорожного района 28.01.2023 ( 3-4 классы), 04.02.2023 (5-8 классы).

Этапы работы :

- 2022, 2022/2023 учебный год подготовка и написание работы;

- до  15 января 2022/2023 учебного года оформление заявки и тезисов;

- 25 января 2023 года публичное представление проекта в учреждении.

 

Рекомендация по структуре и содержанию научно-исследовательской работы (проекта) учащихся

Научно-исследовательская работа (проект) включает следующие основные части:

Титульный лист

Содержание

Введение

Основная часть

Заключение

Список использованных источников

Приложение(я) (при необходимости)

 

Титульный лист является первой страницей проекта. На нем указывают наименование учреждения образования; название конкурса (конференции), на который представляется работа; девиз (при желании); название работы; исполнители (фамилия, имя, отчество, учащийся какого класса); руководитель (фамилия, имя, отчество).

В содержании последовательно перечисляются все заголовки работы: введение, номера и заголовки разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и приложение(я) с указанием номеров страницы, на которой помещен каждый заголовок.

Во введении обозначается тема работы, обосновывается ее актуальность, определяются объект, цель и задачи, методы исследования, приводится краткий обзор источников информации, раскрывается значимость работы.

Освещение актуальности должно быть кратким, раскрываться с точки зрения современности и социальной значимости. При обосновании актуальности работы можно использовать следующие шаблоны: «Решение данной проблемы имеет важное значение, так как…» или «Данная проблема имеет важное значение, поскольку…».

Обязательным элементом введения является определение объекта исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. 

Цель исследования отражает предполагаемый результат и при формулировке повторяет тему работы. Задачи в свою очередь раскрывают, уточняют цель. Формулируются задачи, начинаясь со следующих слов: изучить, показать, охарактеризовать, проанализировать, выявить, разработать, обработать данные. К формулировкам задач необходимо подходить тщательнейшим образом, поскольку их решение должно составить содержание разделов научной работы. Это важно также и потому, что заголовки разделов соотносятся именно с формулировками задач.

Обязательным элементом введения работы является указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели. В работе могут быть  использованы как общенаучные методы (описание; наблюдение; сравнение; анализ; статистический; моделирование),  так и частные методы (экономико-географического районирования, физико-химический и др.).

Основная часть работы может состоять из 2–3 разделов. Названия разделов не должны дублировать название темы работы. Заголовки должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию. Соотношение объемов структурных единиц основной части, как правило, должно быть примерно равным.

Каждый раздел соответствует одной из поставленных задач. Разделы должны размещаться в такой последовательности, чтобы решая предыдущую задачу, можно было перейти к следующей.

Материал должен излагаться связно, последовательно, аргументированно. Высказываемые теоретические положения и выводы обязательно нужно приводить со ссылками на источник.

В зависимости от особенностей выполненных исследований основную часть излагают в виде текста, таблиц, сочетания иллюстраций и картографического материала. Текст работы не должен быть перегружен цифровой информацией. Ее лучше представлять в графической форме и виде таблиц.

При написании работы необходимо делать ссылки на источники, из которых заимствуется материал или сведения.

В конце разделов следует формулировать краткие выводы, что позволит подвести итог каждому этапу проведенного исследования.

В работах практической направленности обязательно должен быть раздел, описывающий методики исследования и непосредственно его результаты.

Заключение содержит краткое изложение выводов по теме, сформулированных в их соотношении с целью и конкретными задачами, сформулированными во введении

Выводы представляют собой краткий итог всей проделанной работы, поэтому пишутся особенно тщательно и должны быть понятны без чтения основного текста работы. Изложение их должно быть лаконичным, четким, сжатым и, в то же время, в них должны быть отчетливо сформулированы смысл и сущность проведенных исследований, отражено значение полученных результатов.

Список использованных источников должен содержать библиографическое описание источников, которые были непосредственно использованы при написании работы.

Приложения могут быть представлены в виде текста, таблиц, иллюстраций (графиков, схем, диаграмм, чертежей и т.п.).

 

 Памятки юному исследователю

Основные этапы исследовательской работы:

  1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
  2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
  3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования)
  4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
  5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
  6. Определить последовательность проведения исследования.
  7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
  8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
  9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
  10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

 

 

Подготовка к защите исследовательской работы, реферата.

1.Введение:

  • почему выбрана эта тема?
  • какие вопросы, задачи стояли передо мной?
  • актуальность выбранной темы
  • можно провести обзор литературы, основных используемых источников

2.Общий обзор по содержанию работы:

  • «интересно было работать над…» (Почему?)
  • «испытал трудности при выполнении…» (Почему?)
  • какие вопросы рассматривались в каждом пункте основной части (краткая характеристика)
  1. Заключение (подвести итог своей деятельности):
  • показать методы своей работы (теоретические и практические)
  • провести анализ результатов по достижению поставленных целей и задач: выполнены ли задачи, насколько выполнены, найден ответ или нет, оценить свой вклад в работу.
  • перспективы работы: « работа на этом не закончена и будет дальше развита мною в…»
  • значимость: где можно использовать эту работу?
  • чему научился в результате своей деятельности? (работать с литературой, вести поисковую работу, выбирать нужный материал из большого объёма информации, систематизировать информацию, оформлять работу по требуемым стандартам…)

 

Как писать исследовательскую работу.

 

Дорогой друг, ты стоишь на пороге удивительного и увлекательного мира науки, в котором есть свои законы и правила, они кажутся сложными и непостижимыми. Ты растерян и не знаешь с чего начать работу? Наша памятка поможет тебе совершить много новых и интересных открытий.

  1. Установочная консультация.

На ней ты можешь узнать у педагога требования к оформлению работы, познакомиться с основными особенностями и сложностями работы в выбранном направлении, критериями оценивания исследовательских работ.

  1. Выбор темы.

Определи для себя проблему и тематику будущей работы, выбери объект и предмет исследования.

Попробуй выдвинуть гипотезу, сформулировать цель и задачи работы.

Определи, какие методы и методики исследования ты будешь использовать в своей работе.

  1. Консультация.

Покажи педагогу результаты твоей самостоятельной работы, если есть затруднения, попроси помощи. На этой консультации ты должен точно уяснить сущность научной проблемы, уточнить параметры темы.

Вместе с руководителем составьте примерный план работы, в котором будут определены основные направления работы и сроки их выполнения.

Обрати внимание на рекомендации педагога относительно наиболее значимой по теме литературы, а так же советы относительно предполагаемой структуры работы.

4.Изучение литературы по теме:

Подбери литературу по изучаемой теме, познакомься с ее содержанием. При чтении литературы выдели основные идеи и положения, доказательства, аргументы и выводы, чтобы затем сосредоточить на них внимание.

Классифицируй выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников, пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места или сделай выписки. Проанализируй собранный материал, подумайте и сделайте обобщенные выводы.

  1. Составление корпуса черновых материалов

Составь план работы.

Если работа предполагает наличие эксперимента, обрати внимание на своевременность его проведения! Экспериментальная часть работы должна логически вытекать из теоретической, и результаты практической части должны быть обработаны и приведены в работе в полном объёме.

Сформируй компактный текст со всеми важными смысловыми оттенками и сохранением логики исследовательской мысли. В тексте должны найти место изложение и систематизация всех изученных тобой материалы, а так же твоя концепция.

  1. Консультация

На этом этапе руководитель работы проверит черновой вариант работы, обратит твоё внимание на ошибки, недочёты, и предложит пути их устранения.

Совместно с педагогом вы откорректируете тему, цели, задачи работы.

Не забудь уточнить у руководителя правила оформления работы: структура, оформление ссылок, приложения, списка литературы, форматирование текста.

  1. Оформление чистового варианта работы.

Оформи работу. Прочитай текст и отредактируй его. Обрати внимание на наличие ошибок и опечаток, корректность цитирования первоисточников, правильность оформления ссылок, соблюдение языковых и литературных норм.

  1. Консультация

Предоставь чистовой вариант работы руководителю работы для составления рецензии.

9.Публичная защита

Выбери стиль выступления, который должен сочетать принципы научности и доступности.

Структура доклада должна включать в себя – научное обоснование проблемы, историографию вопроса, собственную концепцию, заключение.

Основные положения твоего доклада представь в виде компьютерной презентации.

 

 

 

Примерный план исследовательской работы.

  1. Вводная часть. Обоснование выбора темы:
  • ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем, современные подходы к решению проблемы;
  • новые, современные подходы к решению проблемы;
  • наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;
  • противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории;
  • личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.
  1. Основная часть:
  • суть проблемы или изложение объективных исторических сведений по теме работы;
  • критический обзор источников;
  • собственные сведения, версии, оценки.
  1. Заключение:
  • основные выводы;
  • результаты и личная значимость проделанной работы;
  • перспективы продолжения работы над темой.
  1. Список использованной литературы.
  2. Приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д.



поделиться в: