Допрофильное и профильное обучение

ДОПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

            Допрофильная  подготовка учащихся. Её составляющие

          Допрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности учреждения образования, содействующая самоопределению учащихся относительно избираемых ими  профилирующих направлений деятельности. Она рассматривается как система специализированной подготовки учащихся VIII-IX классов, апробации нового содержания и форм организации образовательного процесса с учётом потребностей  рынка труда и обеспечения предварительного самоопределения обучающихся.

          Допрофильная подготовка – это  первоначальный этап личностного и профессионального самоопределения обучающихся.  Ее цель в определенной степени  противоположна цели профильного обучения - не удовлетворение запросов и развитие  способностей личности в какой-либо области познавательной деятельности, а  выявление ее интересов, склонностей, формирование представлений о характере  труда, о мире профессий и возможностей выбора одной из них. Поэтому на данном этапе важны системная работа всех субъектов образовательного процесса, их взаимодействие, четкость и согласованность организационной, педагогической, психолого-педагогической  и информационной деятельности по сопровождению учащихся.

         Осознанность выбора профиля обучения (профильного класса), т. е. первого профессионального выбора, – одно из наиболее важных условий успешной профессиональной реализации в будущем. Для того чтобы для учащихся он был действительно самостоятельным, осознанным и независимым, необходима опережающая работа, направленная на формирование механизма принятия решений. Естественно, что учащиеся должны быть психологически подготовлены к этому. Отсутствие у них элементарных представлений об основах осуществления выбора может препятствовать эффективному профессиональному самоопределению в процессе определения профиля  обучения, а в будущем – профессии. Поэтому неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки являются профориентационная работа с учащимися и психолого-педагогическое сопровождение их профессионального самоопределения. Главным условием успешности данной работы выступают полноценное психическое и личностное развитие учащихся, сформированность  их мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень развития самосознания.

            В связи с этим целью психолого-педагогического сопровождения допрофильного обучения  становится  оказание  помощи учащимся в осознанном выборе дальнейшей образовательной  траектории и будущей профессии.

           Психолого-педагогическое сопровождение способствует актуализации  процесса профессионального и личностного самоопределения, формированию адекватной самооценки, коррекции эмоционального состояния, совершенствованию навыков самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут учащемуся в успешной социальной и  профессиональной адаптации.

Приоритетными задачами здесь являются:

- выявление интересов и склонностей, способностей учащихся и формирование практического опыта в  различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения;

- оказание учащимся психолого-педагогической помощи в формировании представлений о жизненных, социальных ценностях;

- развитие спектра познавательных и  профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной  деятельности;

- формирование способностей принимать адекватные решения о выборе дальнейшего  направления образования, путей получения профессии;

- оказание психолого-педагогической  и методической помощи педагогическим работникам и родителям  учащихся в вопросах организации и осуществления допрофильной подготовки;

- отслеживание и корректировка (при  необходимости) личностного развития учащихся в процессе обучения;

- формирование у учащихся культуры интеллектуального труда.

Исходя из цели и задач, определяют направления допрофильной подготовки, включающие:

1) развитие у учащихся представлений об образе своего «Я», о мире профессий и современном рынке труда;

2) приобретение учащимися практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения;

3) обеспечение успеха в выборе профиля обучения и дальнейшей  профессиональной деятельности.

           Данные направления реализуются посредством информационного, профориентационного, психологического сопровождения допрофильной подготовки  учащихся, важную роль в которой играют факультативные занятия как один из видов дифференциации обучения.

Основные составляющие допрофильной подготовки:

Проведение информационно-разъяснительной работы с учащимися и их законными представителями (лицами, их заменяющими) о целях и задачах допрофильной подготовки, потребностях рынка труда, образовательных возможностях учебных заведений как региона в целом, так и территориально доступной образовательной сети.

          Знакомство учащихся и их законных представителей со спецификой, особенностями профильного обучения в целом и в различных учебных заведениях города, проведение дней открытых дверей, встреч с преподавателями высших учебных заведений, представителями различных профессий.

           Проведение анкетирования учащихся 8-х классов с целью предварительной диагностики их образовательных потребностей.

На основании результатов диагностики учащихся выстраиваются индивидуальные модели допрофильной подготовки, составляется перечень факультативных занятий.

           Организация факультативных занятий по учебным предметам на дифференцированной основе в целях формирования у учащихся стойкого интереса к предмету, развития их способностей.

           Углубленное изучение отдельных учебных предметов в рамках факультативных занятий осуществляется только по программам и учебным пособиям, допущенным Министерством образования Республики Беларусь.

                                Основные составляющие подготовки:

            Проведение анкетирования учащихся 9-х классов в начале учебного года, целью которого является изучение изменений в образовательных потребностях учащихся, внесение своевременных корректив в индивидуальные модели допрофильной подготовки, в перечень факультативных занятий.

             Составление индивидуальных предпрофильных карт учащихся 9-х классов, в которых, как правило, отражаются результаты диагностики, даются рекомендации по выбору того или иного направления профильного обучения.

             При организации факультативных занятий, которые составляют основное содержание допрофильной подготовки в классах II ступени,  обращается внимание на следующее:

перечень факультативных занятий необходимо составить по окончании учащимися 8-го класса на основе ранее проведенной диагностики;

программы факультативных занятий могут быть рассчитаны на кратковременный период (четверть);

содержание факультативных занятий должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и формировать интерес у учащихся к освоению того или иного профиля обучения;

перечень факультативных занятий должен быть вариативным, их количество - достаточным для возможности реального выбора;

учащиеся должны получить представление о различных профильных направлениях, предоставляемых  учебным заведением, и в течение учебного года иметь возможность, в соответствии с собственными пожеланиями, посетить соответствующие профили.

           Информационное педагогическое сопровождение представляет процесс информирования учащихся по вопросам возможного выбора ими профиля обучения и образовательного учреждения, ведущих способов деятельности в том или  ином профиле, а также направлений  продолжения обучения в системе профессионально-технического или среднего специального образования. Информационная работа предполагает организованное знакомство учащихся с профессионально-образовательной картой города, профессионально важными качествами будущего работника, процессом  и условиями принятия профессионального решения; с  профессионально-техническими лицеями, колледжами в целях возможного продолжения образования после окончания базовой школы; изучение  условий приема, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ; посещение  дней открытых дверей и др.

            Профориентационная работа направлена на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, определении путей дальнейшего образования и возможного трудоустройства с  учетом ситуации на рынке труда. Профильная ориентация и психолого-педагогическая диагностика, анкетирование учащихся, в первую очередь IX классов, консультирование, организация «пробы сил» – все эти виды деятельности направлены на оказание им психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в  профильных классах на III ступени в учреждениях общего среднего образования, профессионально-технического или среднего специального образования.

              В процессе психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся важным является реализация принципов системности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, что позволит избежать фрагментарности проводимой работы, дублирования ее видов и форм.

             Педагог, преподающий в классах допрофильной подготовки и профильного обучения:

- владеет содержанием преподаваемого учебного предмета на повышенном уровне;

- разрабатывает и реализует индивидуальный         профессиональный  маршрут (занимается самообразованием) с учетом организации допрофильного обучения и профильной  подготовки учащихся;

- осуществляет тактическое планирование по введению профильного обучения на уровне образовательных областей и отдельных учебных предметов;

- проектирует образовательный  процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения и  поддержание творческого начала в деятельности учащихся, развитие  навыков исследовательской деятельности;

- определяет логику преподавания учебного предмета, исходящую из  потребностей и возможностей учащихся конкретного профиля;

- оказывает помощь классному руководителю, учащимся и их родителям в  разработке индивидуального образовательного маршрута обучающегося;

- использует многообразие видов и  форм совместной с учащимися деятельности, электронные образовательные ресурсы в процессе  преподавания учебного предмета;

- осуществляет совместную с учащимися творческую деятельность (проектную, поисковую, исследовательскую), направленную на развитие их  социально значимых личностных качеств;

- осуществляет мониторинг  личностного развития учащихся, прогнозирование трудностей, определение их  причин и путей исправления (упреждающий мониторинг);

- содействует средствами учебного предмета профессиональному  самоопределению учащихся, поддерживает у них интерес к избранной сфере деятельности;

- развивает у учащихся мотивацию достижения успеха в различных  видах деятельности, в частности в  освоении содержания предмета на  повышенном уровне.

поделиться в: