Список учащихся – победителей 1 этапа конкурса исследовательских работ «Эврика» в 2023 году
https://padlet.com/voipk/hawyuj1t5au9s289
Проектно-исследовательская деятельность: от названия к содержанию
(в помощь учителю)
http://mkobr.ru/category/temy-issledovatelskih-rabot-po-klassam
https://drive.google.com/file/d/1RcLCgN6zywpUXg81J8QALQ98D29Uwal4/view
Методический бюллетень
«Современные дистанционные образовательные технологии организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся при подготовке к олимпиадам и конкурсам»
МАТЕРИАЛЫ для изучения
Дистанционный семинар
«Алгоритм работы над исследовательским проектом»
МАТЕРИАЛЫ можно посмотреть: здесь
Учителю-предметнику в работе можно использовать следующий алгоритм:
- Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно - научные, музыкальные и т.д.), психические особенности.
- Определить темы консультаций по наиболее сложным вопросам.
- Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.).
- С ребенком обсудить:
- название и план изучения темы
- понятия и термины, которые он должен усвоить
- список необходимой литературы
- формы контроля
- задания для самопроверки
Для фиксации результатов работы можно использовать таблицу:
- дата и время консультаций
- главные рассматриваемые вопросы
- время работы с темой по программе
- фактически затраченное время
- дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
- невыясненные вопросы
- причины отклонений от сроков.
Методические рекомендации для педагогов
«Учусь исследовать вместе со школьниками»
- Предложите школьникам вопросы по выбранной теме, на которые вы в состоянии без подготовки ответить самостоятельно.
- Постепенно перейдите к более сложным, «реальным» вариантам.
- Опирайтесь на простые, легко повторяемые эксперименты.
- Вначале попробуйте просто накапливать результаты опытов или наблюдений.
- В какой-то момент вам будет явно не хватать знаний. Честно признайтесь об этом ребятам и засядьте за книги.
- Один из важнейших элементов творческого подхода – постановка вопросов. Добейтесь, чтобы ребята не стеснялись спрашивать. Покажите, что всякий вопрос интересен.
- Предложите учащимся изложить полученные результаты исследования на бумаге. Это систематизирует их и ваше представление и выявит «белые» места в исследовании.
- Обязательно просматривайте и прослушивайте тексты докладов или публикаций, готовьте учащихся к внятному изложению своих мыслей в устной или письменной форме. Учите школьников дискуссии!
Памятка
по организации учебной деятельности, направленной на формирование познавательной активности учащихся
- Систематически применяй задания, требующие выдумки, фантазии, воображения,
Помни, что самостоятельная систематизация, схематизация, составление опорных конспектов - тоже творчество. Творчество на уроке может быть не только в содержании, но и в форме подачи и закрепления знаний - именно это позволяет составлять кроссворды, чайнворды, опорные сигналы и т.п., считать их средством творческого развития. Применяй на уроках ролевые игры, но помни, что они учат прежде всего не интеллектуальному творчеству, а творческому поведению.
Перевод учебного материала из одной формы в другую - понятие в образ, слово в рисунок, рисунок в движение и т.п. - тоже творчество.
- Не "загоняй" учеников в творчество, создавай ситуации, позволяющие ребятам выполнять или не выполнять творческие задания (необязательные), выбирать.
- Не забывай, что творчеству учат. Учи творчеству, используя для этого идеи и приёмы проблемного обучения, технологии развития критическрго мышления, различные тренинги развития воображения.
- В творческих заданиях оценивай не только результат - знание, но и результат - оригинальность.
Памятка
учителю-исследователю по работе с учащимися, имеющими повышенные учебные способности
- Ознакомиться с данными психолога:
- ведущий тип памяти;
- мышление, внимание;
- круг интересов;
- профессиональная направленность.
2. Организовать индивидуальную работу на уроке:
- определить меру трудности задания;
- создать индивидуальный план работы на уроке;
- разработать систему творческих заданий.
- Вести исследовательскую деятельность с учётом интереса ученика по следующим этапам:
- организационному;
- разработческому;
- диагностическому;
- внедренческому;
- итоговому.
- Консультировать родителей по вопросам:
- круга интересов учащихся;
- трудностей в учёбе;
- индивидуальных способностей.
- Организовать мониторинг влияния исследовательской деятельности учащихся на качество знаний.
- Презентация итогов исследовательской работы учащихся на конференции.