Как работать с одаренными и высокомотивированными учащимися (педагогам)

 

Список учащихся – победителей 1 этапа конкурса исследовательских работ «Эврика» в 2023 году

https://padlet.com/voipk/hawyuj1t5au9s289 

 

Проектно-исследовательская деятельность: от названия к содержанию

(в помощь учителю)

http://mkobr.ru/category/temy-issledovatelskih-rabot-po-klassam

https://drive.google.com/file/d/1RcLCgN6zywpUXg81J8QALQ98D29Uwal4/view  

 

Всероссийская олимпиада школьников в картинках и рисункахМетодический бюллетень

«Современные дистанционные образовательные технологии организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся при подготовке к олимпиадам и конкурсам»

МАТЕРИАЛЫ для изучения

https://docs.google.com/document/d/1K68i8TksTO-5LxoCWxx1rbXn-b_JZFG2/edit?usp=sharing&ouid=105934459329980641615&rtpof=true&sd=true

Дистанционный семинар

«Алгоритм работы над исследовательским проектом»

МАТЕРИАЛЫ можно посмотреть: здесь

Учителю-предметнику в работе можно использовать следующий алгоритм:

  1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно - научные, музыкальные и т.д.), психические особенности.
  2. Определить темы консультаций по наиболее сложным вопросам.
  3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.).
  4. С ребенком обсудить:
    • название и план изучения темы
    • понятия и термины, которые он должен усвоить
    • список необходимой литературы
    • формы контроля
    • задания для самопроверки

Для фиксации результатов работы можно использовать таблицу:

  • дата и время консультаций
  • главные рассматриваемые вопросы
  • время работы с темой по программе
  • фактически затраченное время
  • дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
  • невыясненные вопросы
  • причины отклонений от сроков.

Методические рекомендации для педагогов

«Учусь исследовать вместе со школьниками»

  1. Предложите школьникам вопросы по выбранной теме, на которые вы в состоянии без подготовки ответить самостоятельно.
  2. Постепенно перейдите к более сложным, «реальным» вариантам.
  3. Опирайтесь на простые, легко повторяемые эксперименты.
  4. Вначале попробуйте просто накапливать результаты опытов или наблюдений.
  5. В какой-то момент вам будет явно не хватать знаний. Честно признайтесь об этом ребятам и засядьте за книги.
  6. Один из важнейших элементов творческого подхода – постановка вопросов. Добейтесь, чтобы ребята не стеснялись спрашивать. Покажите, что всякий вопрос интересен.
  7. Предложите учащимся изложить полученные результаты исследования на бумаге. Это систематизирует их и ваше представление и выявит «белые» места в исследовании.
  8. Обязательно просматривайте и прослушивайте тексты докладов или публикаций, готовьте учащихся к внятному изложению своих мыслей в устной или письменной форме. Учите школьников дискуссии!

Памятка

по организации учебной деятельности, направленной на формирование познавательной активности учащихся

  1. Систематически применяй задания, требующие выдумки, фантазии, воображения,

            Помни, что самостоятельная систематизация, схематизация, составление опорных конспектов - тоже творчество. Творчество на уроке может быть не только в содержании, но и в форме подачи и закрепления знаний - именно это позволяет составлять кроссворды, чайнворды, опорные сигналы и т.п., считать их средством творческого развития. Применяй на уроках ролевые игры, но помни, что они учат прежде всего не интеллектуальному творчеству, а творческому поведению.

            Перевод учебного материала из одной формы в другую - понятие в образ, слово в рисунок, рисунок в движение и т.п. - тоже творчество.

  1. Не "загоняй" учеников в творчество, создавай ситуации, позволяющие ребятам выполнять или не выполнять творческие задания (необязательные), выбирать.
  2. Не забывай, что творчеству учат. Учи творчеству, используя для этого идеи и приёмы проблемного обучения, технологии развития критическрго мышления, различные тренинги развития воображения.
  3. В творческих заданиях оценивай не только результат - знание, но и результат - оригинальность.

 

Памятка

учителю-исследователю по работе с учащимися, имеющими повышенные учебные способности

 

  1. Ознакомиться с данными психолога:
  • ведущий тип памяти;
  •  мышление, внимание;
  •  круг интересов;
  •  профессиональная направленность.

 

2. Организовать  индивидуальную работу на уроке:

  • определить меру трудности задания;
  • создать индивидуальный план работы на уроке;
  • разработать систему творческих заданий.
  1. Вести исследовательскую деятельность с учётом интереса ученика по следующим этапам:
  • организационному;
  • разработческому;
  • диагностическому;
  • внедренческому;
  • итоговому.
  1. Консультировать родителей по вопросам:
  • круга интересов учащихся;
  • трудностей в учёбе;
  • индивидуальных способностей.
  1. Организовать мониторинг влияния исследовательской деятельности учащихся на качество знаний.
  1. Презентация итогов исследовательской работы учащихся на конференции.
поделиться в: