УТВЕРЖДАЮ
Директор ГУО «Средняя школа №7
г. Витебска»
А.Д.Чопик
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации работы с наиболее способными, талантливыми, одаренными и высокомотивированными учащимися
ГУО «Средняя школа №7 г. Витебска»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано с целью организации и проведения работы в ГУО «Средняя школа №7 г. Витебска» с наиболее способными, талантливыми, высокомотивированными и одаренными учащимися (далее – одаренные) в различных образовательных областях, в интересах развития личности, общества и государства.
1.2. Под одаренностью в данном Положении подразумевается высокий уровень развития каких – либо способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в учреждении.
1.3. Основными принципами работы являются:
- индивидуализации и дифференциации обучения;
- опережающего обучения;
- развивающего обучения;
- сотрудничества ;
- создания ситуации успеха и уверенности;
- разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся;
- создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- возрастания роли внеурочной деятельности и свободы выбора учащимся;
- дополнительных образовательных услуг, наставничества.
2. Цель и задачи работы с одаренными учащимися
2.1. Цель: Создание единой системы выявления, эффективного развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
2.2.Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- выявление одаренных детей в различных областях деятельности с помощью психодиагностических методик детской одаренности и оценки их интеллектуального развития;
- создание и поддержание в актуальном состоянии базы данных одаренных детей;
- развитие способностей и формирование компетенций одаренных детей;
- систематическое сопровождение интеллектуально-творческой деятельности одаренных детей;
- мониторинг и целевая поддержка перспективных детских инициатив и проектов;
- взаимодействие педагогов с учреждениями дополнительного образования по различным направлениям деятельности;
- сохранение психического и физического здоровья детей;
- отбор средств и форм обучения, способствующих развитию одарённости;
- взаимодействие всех участников образовательного процесса;
- повышение психолого-педагогической компетентности законных представителей учащихся по проблемам развития одаренных детей.
3. Основные виды деятельности
3.1.Основными видами деятельности являются: учебная, исследовательская, организационно-педагогическая и методическая деятельность, которые включают: индивидуальную и групповую работу с учащимися, работу с творческими командами всех уровней, работу с учителями – предметниками, учебно-методическую деятельность по изучению методик работы с учащимися и учителями, организацию занятий творческого развития, индивидуальное консультирование учителей, законных представителей, разработку дидактического материала.
3.2. В рамках образовательного процесса проводятся интеллектуальные соревнования, конкурсы, турниры, олимпиады и др.
3.3. Социально-педагогическая и психологическая служба школы осуществляет психолого-педагогическое сопровождение одаренного учащегося.
4. Организация и функциональное обеспечение работы по реализации данного положения
4.1 Организация работы
Работа ведется по трем направлениям: с учащимися, законными представителями, педагогическими кадрами.
4.1.1. Работа с обучающимися
Сопровождение осуществляют учителя-предметники, классные руководители, руководители объединений по интересам.
Работа с детьми, имеющими ярко выраженные способности, проводится в форме объединений по интересам, предметных олимпиад, предметных недель, турниров, конкурсов, выставок, спартакиад, участия в праздниках, самостоятельного создания продуктов детского творчества.
В работе с детьми, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально-личностные технологии, использование исследовательского, проектного методов и компетентностного подхода.
4.1.2. Работа с законными представителями
Данное направление осуществляют директор, заместитель директора по учебной работе и заместитель директора по воспитательной работе, руководителиметодическихформирований, учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования, педагог- психолог, педагог социальный.
Работа с законными представителями детей, имеющих ярко выраженные способности, проводится в форме консультаций и бесед, отчетных мероприятий, наглядной психолого-педагогической информации (памятки, листовки), анкетирования, тестирования.
4.1.3. Работа с педагогическими кадрами
Направлена на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с наиболее способными, талантливыми, высокомотивированными и одаренными детьми; контроль осуществляют директор, заместитель директора по учебной работе и заместитель директорапо воспитательной работе.
Все педагоги работают по данному направлению в рамках распространения педагогического опыта.
Работа проводится в форме методических мероприятий: фронтальных, групповых, индивидуальных.
4.2 Функции:
4.2.1. Функции директора:
- Планирование в годовом плане работы учреждения работы с одаренными детьми и контроль за его выполнением участниками образовательного процесса.
- Материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными обучающимися, а так же имеющих высокие результаты участия учащихся в различных конкурсах.
4.2.2.Функции заместителей директора по учебной и воспитательной работе:
- Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения.
- Организация и проведение методических мероприятий по проблемам работы с одаренными детьми.
- Координация действий учителей, работающих с одаренными детьми.
- Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.
- Составление банка данных по одаренным детям.
- Мониторинг результативности реализации данного положения.
- Афиширование через школьный сайт результативности реализации данного положения.
4.2.3.Функции руководителей методических формирований:
- Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад.
- Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам.
- Оформление материалов по работе с одаренными детьми, размещение их на сайте.
- Руководство подготовкой творческих отчетов учителей, работающих с одаренными детьми.
4.2.4. Функции учителей – предметников:
- Выявление одаренных детей по своим предметам.
- Корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, исследовательского характера.
- Организация индивидуальной работы с одаренными детьми.
- Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям всех уровней.
- Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
- Консультирование родителей одаренных детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
- Мониторинг результативности развития способностей учащихся.
4.2.5.Функции педагогов, выполняющих обязанности классных руководителей:
- Выявление детей с общей одаренностью.
- Составление банка данных одаренных учащихся, обучающихся в классе.
- Планирование воспитательной работы в классе с учетом реализации одаренными детьми класса своих способностей.
4.2.6.Функции педагогов дополнительного образования:
- Выявление одаренных обучающихся.
- Организация творческих отчетов, выставок обучающихся.
- Предоставление необходимой информации классным руководителям.
- Консультирование законных представителей учащихся.
4.2.7. Функции педагога-психолога, педагога социального:
- Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная);
- Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися;
- Индивидуальные и групповые консультации для обучающихся;
- Работа с законными представителями (выступления на родительских собраниях, консультации);
- Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа);
- Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
4.2.8. Функции законных представителей , родительской общественности:
- раннее выявление одаренности ребенка;
- создание комфортных, эмоциональных условий для развития способностей ребенка;
- сотрудничество в работе с одаренными детьми со всеми участниками образовательного процесса
5. Направления работы
- Диагностика склонностей обучающихся. Создание банка данных. Актуализация и обновление банка данных учащихся.
- Создание индивидуально-развивающей среды через урочную и внеурочную формы работы (факультативы, предметные недели, дистанционные конкурсы, секции, объединения по интересам и др.).
- Афиширование результативности реализации данного положения через школьный сайт, социальные сети, средства массовой информации (результаты участия в олимпиадном, конкурсном движении, конференций)
- Развитие системы взаимодействия с внешкольными, культурно-просветительными учреждениями, родителями учащихся для развития и воспитания одаренных детей.
5. Социальная защита и поддержка одаренных обучающихся.
6. Формирование банка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников, осуществления индивидуализации обучения.
7. Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
8. Осуществление целенаправленной работы по преемственности обучения при переходе на новую ступень обучения (совместные методические мероприятия, работа проблемных групп, взаимопосещение).
9. Изучение опыта работы по созданию индивидуально-развивающей среды в учреждении образования в рамках внутреннего контроля.
10. Презентация эффективного опыта работы на заседаниях педагогического совета, методического совета, методических формирований.
6. Документация
Документация по реализации положения включает:
Для руководства (директор, заместители директора по учебной и воспитательной работе): годовой план с включением мероприятий по реализации положения и банка данных «Одаренные дети».
Для учителей-предметников: индивидуальный план работы с детьми, имеющими ярко выраженные способности; банк данных одаренных и высокомотивированных учащихся по своему предмету; банк дидактических материалов, дифференцированных по уровням сложности; методические рекомендации по работе с одаренными детьми.
Для педагога дополнительного образования: банк данных одаренных и высокомотивированных учащихся в области их компетенции; планы работы с детьми и их родителями, диагностический материал.
Для классных руководителей: индивидуальный образовательный маршрут развития учащегося; банк данных одаренных и высокомотивированных учащихся своего класса индивидуальные планы воспитательной работы с детьми, имеющими ярко выраженные способности; диагностический материал (заболеваемость, уровень обученности, занятость в дополнительном образовании, результаты анкетирования родителей, мониторинг достижений одаренных и высокомотивированных учащихся).
Для педагога-психолога: банк психодиагностических методик, предназначенных для определения уровня интеллектуального развития обучающихся и выявления особенностей структуры их интеллекта; банк методик, диагностирующих уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения.