Положение о работе с одарёнными

                             УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО «Средняя школа №7

 г. Витебска»

А.Д.Чопик

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации  работы  с наиболее способными, талантливыми, одаренными  и высокомотивированными учащимися

ГУО «Средняя школа №7 г. Витебска»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано  с целью организации и  проведения работы в ГУО «Средняя школа №7 г. Витебска» с наиболее способными, талантливыми, высокомотивированными и одаренными учащимися (далее одаренные) в  различных образовательных областях, в интересах  развития личности, общества и государства.

 1.2. Под одаренностью в данном Положении подразумевается высокий уровень развития каких – либо способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в учреждении.

1.3. Основными принципами работы являются:

  1. индивидуализации и дифференциации обучения;
  2. опережающего обучения;
  3. развивающего обучения;
  4. сотрудничества ;
  5. создания ситуации успеха и уверенности;
  6. разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся;
  7. создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  8. возрастания роли внеурочной деятельности и свободы выбора учащимся;
  9. дополнительных образовательных услуг, наставничества.

2. Цель и задачи  работы с одаренными учащимися

2.1. Цель: Создание единой системы выявления, эффективного развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала учащихся.

2.2.Для достижения цели ставятся следующие задачи:

  1. выявление одаренных детей в различных областях деятельности с помощью психодиагностических методик детской одаренности и оценки их интеллектуального развития;
  2. создание и поддержание в актуальном состоянии базы данных одаренных детей;
  3. развитие способностей и формирование компетенций одаренных детей;
  4. систематическое сопровождение интеллектуально-творческой деятельности одаренных детей;
  5. мониторинг и целевая поддержка перспективных детских инициатив и проектов;
  6. взаимодействие педагогов с учреждениями дополнительного образования по различным направлениям деятельности;
  7. сохранение психического и физического здоровья детей;
  8. отбор средств и форм обучения, способствующих развитию одарённости;
  9. взаимодействие всех участников образовательного процесса;
  10. повышение психолого-педагогической компетентности законных представителей учащихся  по проблемам развития одаренных детей.

3. Основные виды деятельности

3.1.Основными видами деятельности являются: учебная, исследовательская, организационно-педагогическая и методическая деятельность, которые включают: индивидуальную и групповую работу с учащимися, работу с творческими командами всех уровней,  работу с учителями – предметниками,   учебно-методическую деятельность по изучению методик работы с учащимися и учителями,  организацию занятий творческого развития, индивидуальное консультирование учителей, законных представителей, разработку дидактического материала.

3.2. В рамках образовательного процесса проводятся интеллектуальные соревнования, конкурсы, турниры, олимпиады и др.

3.3. Социально-педагогическая и психологическая служба школы осуществляет  психолого-педагогическое сопровождение  одаренного учащегося.

 

4. Организация и функциональное обеспечение работы по реализации данного положения

4.1 Организация работы

Работа ведется по трем направлениям: с учащимися, законными представителями, педагогическими кадрами.

4.1.1. Работа с обучающимися

Сопровождение осуществляют учителя-предметники, классные руководители, руководители объединений по интересам.

Работа с детьми, имеющими ярко выраженные способности, проводится в форме объединений по интересам, предметных олимпиад, предметных недель, турниров, конкурсов, выставок, спартакиад, участия в праздниках, самостоятельного создания продуктов детского творчества. 

В работе с детьми, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально-личностные технологии, использование исследовательского, проектного методов и компетентностного подхода.

4.1.2. Работа с законными представителями

Данное направление осуществляют директор, заместитель директора по учебной работе и заместитель директора по воспитательной работе, руководителиметодическихформирований, учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования, педагог- психолог, педагог социальный. 

Работа с законными представителями детей, имеющих ярко выраженные способности, проводится в форме консультаций и бесед, отчетных мероприятий, наглядной психолого-педагогической информации (памятки, листовки), анкетирования, тестирования.

4.1.3. Работа с педагогическими кадрами  

Направлена на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с наиболее способными, талантливыми, высокомотивированными и одаренными детьми; контроль осуществляют директор, заместитель директора по учебной работе и заместитель директорапо воспитательной работе.

Все педагоги работают по данному направлению в рамках распространения педагогического опыта.

Работа проводится в форме методических мероприятий: фронтальных, групповых, индивидуальных.

          4.2 Функции:

4.2.1. Функции директора:

  1. Планирование в годовом плане работы учреждения работы с одаренными детьми и контроль за его выполнением участниками образовательного процесса.
  2. Материальное стимулирование  педагогов, осуществляющих работу с одаренными обучающимися, а так же имеющих высокие результаты участия учащихся в различных конкурсах.

4.2.2.Функции заместителей директора по учебной и воспитательной работе:

  1. Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения. 
  2. Организация и проведение методических мероприятий по проблемам работы с одаренными детьми. 
  3. Координация действий учителей, работающих с одаренными детьми. 
  4. Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одаренных детей. 
  5. Составление банка данных по одаренным детям.
  6. Мониторинг результативности реализации данного положения.
  7. Афиширование через школьный сайт результативности реализации данного положения.

4.2.3.Функции руководителей  методических формирований:

  1. Планирование и  проведение школьных предметных недель и олимпиад.
  2. Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам.
  3. Оформление материалов по работе с одаренными детьми, размещение их на сайте.
  4. Руководство подготовкой творческих отчетов учителей, работающих с одаренными детьми.

4.2.4. Функции учителей – предметников:

  1. Выявление одаренных детей по своим предметам.
  2. Корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, исследовательского характера.
  3. Организация индивидуальной работы с одаренными детьми.
  4. Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям всех уровней.
  5. Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
  6. Консультирование родителей одаренных детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
  7. Мониторинг результативности развития способностей учащихся.

4.2.5.Функции педагогов, выполняющих обязанности классных руководителей:

  1. Выявление детей с общей одаренностью.
  2. Составление банка данных одаренных учащихся, обучающихся в классе.
  3. Планирование воспитательной работы в классе с учетом реализации одаренными детьми класса своих способностей.

4.2.6.Функции педагогов дополнительного образования:

  1. Выявление одаренных обучающихся.
  2. Организация творческих отчетов, выставок обучающихся.
  3. Предоставление необходимой информации классным руководителям.
  4. Консультирование законных представителей учащихся.

4.2.7. Функции педагога-психолога, педагога социального:

  1. Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная);
  2. Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися;
  3. Индивидуальные и групповые консультации для обучающихся;
  4. Работа с законными представителями (выступления на родительских собраниях, консультации);
  5. Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа);
  6. Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

4.2.8. Функции законных представителей , родительской общественности:

  1. раннее выявление одаренности ребенка;
  2. создание комфортных, эмоциональных условий для развития способностей ребенка;
  3. сотрудничество в работе с одаренными детьми со всеми участниками образовательного процесса

 

5. Направления работы

  1. Диагностика склонностей обучающихся. Создание банка данных. Актуализация и обновление банка данных учащихся.
  2. Создание индивидуально-развивающей среды через урочную и внеурочную формы работы (факультативы, предметные недели, дистанционные конкурсы, секции, объединения по интересам и др.).
  3. Афиширование результативности реализации данного положения через школьный сайт, социальные сети, средства массовой информации (результаты участия в олимпиадном, конкурсном движении, конференций)
  4. Развитие системы взаимодействия с внешкольными, культурно-просветительными учреждениями, родителями учащихся для развития и воспитания одаренных детей.

5.       Социальная защита и поддержка одаренных обучающихся.

6.   Формирование банка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников, осуществления индивидуализации обучения.

7.    Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

8.  Осуществление целенаправленной работы по преемственности обучения при переходе на новую ступень обучения (совместные методические мероприятия, работа проблемных групп, взаимопосещение).

9.      Изучение опыта работы по созданию индивидуально-развивающей среды в учреждении образования в рамках внутреннего контроля.

10. Презентация эффективного опыта работы на заседаниях педагогического совета, методического совета, методических формирований.

6. Документация

Документация по реализации положения включает:

Для руководства (директор, заместители директора по учебной и воспитательной работе): годовой план с включением мероприятий по реализации положения и банка данных «Одаренные дети».

Для учителей-предметников: индивидуальный план работы с детьми, имеющими ярко выраженные способности; банк данных одаренных и высокомотивированных учащихся по своему предмету; банк дидактических материалов, дифференцированных по уровням сложности; методические рекомендации по работе с одаренными детьми.

Для педагога дополнительного образования: банк данных одаренных и высокомотивированных учащихся в области их компетенции; планы работы с детьми и их родителями, диагностический материал.

Для классных руководителей: индивидуальный образовательный маршрут развития учащегося; банк данных одаренных и высокомотивированных учащихся своего класса индивидуальные планы воспитательной работы с детьми, имеющими ярко выраженные способности; диагностический материал (заболеваемость, уровень обученности, занятость в дополнительном образовании, результаты анкетирования родителей, мониторинг достижений одаренных и высокомотивированных учащихся).

Для педагога-психолога: банк психодиагностических методик, предназначенных для определения уровня интеллектуального развития обучающихся и выявления особенностей структуры их интеллекта; банк методик, диагностирующих уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения.

поделиться в: